Автомобиль ВАЗ-2121, более известный как «Нива», сошел с конвейера в 1977 г. В две тысячи пятом состоялся ребрендинг легендарного вездехода, и он официально сменил название на LADA 4×4. Но что изменилось со времен первого внедорожника?

На самом деле, под сменой названия не подразумевалось кардинальных технических изменений, не коснулись они и внешнего вида автомобиля. Машина сохранила простой силуэт кузова, где преобладают прямые строгие линии, углы скруглены и выделяются обширные колесные арки.

Комплектации и цены Lada 4×4 3D 2018
  • 1.7 (83 л.с.) Стандарт (21214-50-010) 4×4 MT5 – 483 900
  • 1.7 (83 л.с.) Люкс (21214-52-011) 4×4 MT5 – 505 900
  • 1.7 (83 л.с.) Люкс (21214-58-017) 4×4 MT5 – 521 900
  • 1.7 (83 л.с.) Black Edition (21214-54-017) 4×4 MT5 – 540 000
  • 1.7 (83 л.с.) Urban Люкс (21214-59-018) 4×4 MT5 – 546 800

Спереди на Лада 4х4 2017-2018 сохранена классическая компоновка с круглой оптикой, интегрированной в прямоугольную решетку радиатора. Как надбровные дуги, над фарами нависают сигналы поворота. Сзади обширная дверь открывает доступ к багажнику. Новые пластиковые бамперы обращают на себя внимание только при детальном изучении внешности.

Автомобиль выпускается в двух модификациях: с тремя и пятью дверями, причем обе версии со временем обзавелись версией Urban. По задумке конструкторов, этот вариант должен был стать более комфортной версией, лучше адаптированной под городские условия. Цена трехдверной модификации начинается от 483 900 рублей за начальную версию, тогда как машина в комплектации «Люкс» стоит от 505 900 руб., а пятидверка в среднем на 44 000 рублей дороже.

Технические характеристики
Начинка обновленному внедорожнику досталась от «Нивы». Он комплектуется 1,7-литровым бензиновым 4-цилиндровым двигателем мощностью 83 л.с. (129 Нм). До сотни на спидометре Лада 4х4 ускоряется за долгие 17,0 – 19,0 секунд, а максималка достигает 142 км/ч. При этом агрегат отличается «прожорливостью» и потребляет:
• в городе – 12,1 литра;
• в смешанном режиме – 9,9 л;
• на трассе – 8,3 л.
Производитель рекомендует заливать в бак объемом 42 литра топливо АИ-95. После 60 км/ч салон внедорожника наполняется неприятным шумом.

Габаритные размеры вездехода: длина – 3 740 мм; ширина – 1 680 мм; высота – 1 640 мм; колесная база – 2 700 мм; дорожный просвет – 205 мм.
Пятидверная модификация рассчитана на 5 человек, объем багажника здесь равен 420 литров, а топливного бака – 65 л (багажный отсек трехдверки варьируется от 265 до 585 л). Масса Urban – 1 425 кг, грузоподъемность – 425 кг.

Интерьер
В салоне Lada 4×4 Niva все предельно просто: концепцию его компоновки можно отнести к экстремальному минимализму. Отделка – сочетание ткани, кожзама и жесткого пластика, из него сделана и оплетка руля.

Прямо перед глазами водителя располагается аналоговая панель приборов с подсветкой. На центральной консоли размещаются рычаги управления печкой и вентилятором, ряд переключателей и «шахта» для установки магнитолы.

Владельцам самим придется устанавливать аудиосистему, поскольку она не входит в стандартное оснащение. Еще один удивительный момент – механическое управление зеркалами заднего вида и боковыми стеклами.

В центральном тоннеле размещается рычаг 5-ступенчатой механической трансмиссии и две рукоятки раздатки, которая повышает проходимость «обновленной» Нивы. Единственное, чем отличаются 5- и 3-дверная модификации – удобство посадки пассажиров в варианте.

В салоне Нивы 4х4 нет и намека на прогресс, не говоря уже о современные элементы комфорта. Радует отсутствие борта в багажном отделении – в первых модификациях он сильно затруднял погрузку вещей. Не коснулся прогресс и сидений – их можно только отодвигать, придвигать и менять угол наклона спинки – ни о какой поддержке поясницы речи не идет.

Отличия версии Urban
LADA 4×4 с пятью дверями получила продвинутую антикоррозийную обработку кузова. На него наносится катафорезный и полиэфирный грунт технологией полного погружения. Улучшилась и герметизация салона.

Внедорожник получил новые пружины, работающие в паре с газовыми амортизаторами. Авто оснастили редуктором от Chevrolet Niva и сделали его независимым от двигателя. Это все технические отличия от 3-дверного варианта. Версия Убран предлагает покупателям:
  • обогрев сидений;
  • стеклоподъемники;
  • электропривод и обогрев зеркал заднего вида;
  • кондиционер, который мало чем отличается от стандартного вентилятора.

Элементами комфорта можно считать подстаканники, размещенные возле рычага трансмиссии. Отказались создатели обновленной Нивы от хромированных вставок бокового и лобового остекления.

Специальные версии LADA 4×4 Периодически ВАЗ радует фанатов «Нивы», выпуская ограниченными сериями нестандартные модификации, среди которых за последнее время вышли следующие:
  • Elbrus Edition – предлагает легкосплавные диски диаметром 16 дюймов и три новые расцветки кузова.
  • Вариант Bronto щеголяет расширенными колесными арками под «зубастые» покрышки, а также улучшенной шумоизоляцией и кондиционером.
  • Модель 40 Anniversary, выпущенная к 40-летнему юбилею вездехода.
  • LADA 4×4 Urban получила несколько эксклюзивных цветовых оформления: Orange Edition, Black Edition, Snow Queen.

Ходовые качества
Комплектации и цены Lada 4×4 5D
1.7 (83 л.с.) Стандарт (21310-50-040) 4×4 MT5 – 528 700
1.7 (83 л.с.) Люкс (21310-52-012) 4×4 MT5 – 544 700
1.7 (83 л.с.) Люкс (21310-52-014) 4×4 MT5 – 566 700
1.7 (83 л.с.) Urban Люкс (21310-50-018) 4×4 MT5 – 585 600

Систему ABS на Ладе 4х4 заменяет блокиратор межосевого дифференциала. Водитель самостоятельно решает, когда им воспользоваться. У вездехода полностью отсутствуют электронные системы-помощники, поэтому полагаться нужно на водительский опыт и навыки.

При умелом обращении авто дарит владельцу отличную проходимость и управляемость. Это стабильное рулевое управление, которому машина быстро и беспрекословно подчиняется – его не нужно ловить с помощью размашистых движений. Педаль сцепления упругая, не утомляет при частом переключении передач – они включаются четко и не вылетают.

И если снаружи Lada 4×4 смотрится как раритет в городе среди иномарок, то на размытых проселках и разбитых трассах она даст фору полноразмерным рамным внедорожникам. Простая конструкция подвески без проблем выдерживает огромные нагрузки.

Неоспоримым плюсом модели является простота и дешевизна обслуживания и ремонта. Еще один плюс – небольшая стоимость. По сути, перед нами самый дешевый внедорожник на российском и рынках ближнего зарубежья – его стоимость едва превышает 600 000 руб.

Из 2 500 000 выпущенных экземпляров «Нив» и их модификаций пятая часть ушла на экспорт. Это отличный автомобиль для фанатов сафари, длительных экстремальных пробегов, а также для жителей сельской местности и любителей тюнинга.

Представители АвтоВАЗ сообщили, что в 2020 году планируется внести серьезные изменения в Ладу 4×4. Будет ли это простая смена названия, рестайлинг с легкой модернизацией или полноценное новое поколение вездехода, который уже более 40 лет не видел кардинальных изменений, неизвестно.